Неточные совпадения
— Послушайте, — повторил он расстановисто, почти шепотом, — я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть
ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и
жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или буду нищий — я ничего не знаю! — заключил он с унынием, выпустив борты вицмундира и отступая от Ивана Матвеевича, — следовательно, говорите и советуйте мне, как ребенку…
Перед ней лежали на бумажках кучки овса,
ржи. Марфенька царапала иглой клочок кружева, нашитого на бумажке, так пристально, что
сжала губы и около носа и лба у ней набежали морщинки. Веры, по обыкновению, не было.
А знаете, я хочу
жать,
рожь жать.
И этим самым месяцем должна я эту самую
рожь сжать дочиста.
Так что ежели, например, староста докладывал, что хорошо бы с понедельника
рожь жать начать, да день-то тяжелый, то матушка ему неизменно отвечала: «Начинай-ко, начинай! там что будет, а коли, чего доброго, с понедельника
рожь сыпаться начнет, так кто нам за убытки заплатит?» Только черта боялись; об нем говорили: «Кто его знает, ни то он есть, ни то его нет — а ну, как есть?!» Да о домовом достоверно знали, что он живет на чердаке.
— Мужиков-то в Владыкино бы косить надо нарядить, а баб беспременно в Игумново
рожь жать послать.
Теперь идет сенокос, потом бабы
рожь жать начнут, потом паровое поле под озимь двоить будут, потом сев, яровое
жать, снопы возить, молотить.
Отец мой спросил: сколько людей на десятине? не тяжело ли им? и, получив в ответ, что «тяжеленько, да как же быть,
рожь сильна, прихватим вечера…» — сказал: «Так
жните с богом…» — и в одну минуту засверкали серпы, горсти
ржи замелькали над головами работников, и шум от резки жесткой соломы еще звучнее, сильнее разнесся по всему полю.
Верст за восемь до села пошли парашинские поля, покрытые спелою, высокою и густою
рожью, которую уже начали
жать.
— Как это возможно не видаться?! — опять воскликнула Аксинья. — А я, барин, вот что удумала: я буду попервоначалу
рожь жать, а опосля горох теребить, и как вы мне скажете, в какой день придете в нашу деревню, я уж вас беспременно увижу и прибегу в овины наши, — и вы туда приходите!
—
Жни? — машинально повторила девушка и беспомощно оглянулась кругом. У дороги опять шептала
рожь, и томительная печаль, нависшая над всем этим пейзажем, казалось, получала свой особенный смысл и значение… Эти поля видели это… Лена глубоко и тяжело вздохнула, как человек, который хочет проснуться от начинающегося кошмара.
Овод жужжит и кусает,
Смертная жажда томит,
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет,
Изо
ржи, словно из печи,
Тоже теплом обдает,
Спинушка ноет с натуги,
Руки и ноги болят,
Красные, желтые круги
Перед очами стоят…
Жни-дожинай поскорее,
Видишь — зерно потекло…
Жницы обливались потом и, распрямляясь по временам, держались руками за наболевшие от долгого гнутья поясницы. Настя гнала свою постать и ставила сноп за снопом.
Рожь на ее постати лощинкою вышла густая, а серп притулился. Перед сумерками, как уж солнцу садиться, Настя стала, повесила серп на руку, задумалась и глядит вдаль; а через два загона Степан оперся о косье и смотрит на Настю. Заметила Настя, что Степан на нее смотрит, покраснела и, присев в
рожь, начала спешно
жать.
Рожь поспела, и началось жниво.
Рожь была неровная: которую
жали, а которая шла под косу. Прокудины
жали свою, а Степан косил свою. Не потому он косил, чтобы его
рожь была хуже прокудинской:
рожь была такая же, потому что и обработка была одинакая, да и загоны их были в одном клину; но Степан один был в дворе. Ему и скосить-то впору было поспеть за людьми, а уж о жнитве и думать нечего.
Высоко стоит солнце на небе.
Горячо печет землю-матушку, —
Мочи нет
жать колосистой
ржи.
Я знал, что такое лес, и множество раз даже хаживал туда за грибами и ягодами; я умел отличить ячмень от
ржи,
рожь от овса; я видел, как возят навоз на поля, как пашут, боронят, сеют,
жнут, молотят, косят.
Относительно своего имения (для преобразования которого сочинил уже план) он таким образом признается в своем неведении Ивану Матвеичу: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть
ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и
жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я, или беден, буду ли я через год сыт, или буду нищий — я ничего не знаю!..
Едешь за пять верст: «Где больная?» — «А она сейчас
рожь ушла
жать…» Участок у меня в пятьдесят верст, два фельдшерских пункта в разных концах, каждый я обязан посетить по два раза в месяц.
*
Если крепче
жмут,
То сильней орешь.
Мужику одно:
Не топтали б
рожь.
А как пошла по ней
Тут рать Деникина —
В сотни верст легла
Прямо в никь она.
Над такой бедой
В стане белых
ржут.
Валят сельский скот
И под водку жрут.
Мнут крестьянских жен,
Девок лапают.
«Так и надо вам,
Сиволапые!
Ты, мужик, прохвост!
Сволочь, бестия!
Отплати-кось нам
За поместия.
Отплати за то,
Что ты вешал знать.
Эй, в кнуты их всех,
Растакую мать...
— А народ пользуется, — помолчав, заговорил он. — В летошний год связать взяли по двадцать пять копеек с копны: он, говорят, отдаст! Ему вязать некому. Раньше по двадцать пять копеек брали
сжать копну, а теперь, видишь ты, — связать!.. хреста нету. А не связал, — так и едут по твоему хлебу, нет, чтоб на межу своротить… «А он зачем, говорят, не убирает?» Всю
рожь в землю втопчут.